Трудовой кодекс: изменение продолжительности некоторых видов отпусков и право на уважительное отсутствие на рабочем месте
10.11.2026

Условия предоставления работникам различных видов отпусков, регулируемых Трудовым кодексом (ТК), могут быть пересмотрены. Соответствующие положения изложены в законопроекте, предусматривающем существенные изменения указанного Кодекса. Документ вынесен Министерством труда и социальной защиты для публичных консультаций.

 

Согласно законопроекту, предлагаются следующие изменения:

- право на неоплачиваемый отпуск по уходу за членом семьи может предоставляться независимо от того, проживает ли он совместно с работником. При этом сохраняются продолжительность такого отпуска – 5 рабочих дней в течение календарного года, а также требование о предоставлении медицинской справки, подтверждающей необходимость осуществления ухода или оказания поддержки. Предоставление данного отпуска не будет зависеть от согласия работодателя, трудового стажа или застрахованного дохода работника. Его можно будет использовать полностью или частично (не менее одного рабочего дня). Неоплачиваемый отпуск не будет вычитаться из ежегодного оплачиваемого отпуска и ограничивать право на другие виды отпусков, предусмотренные ТК. Вместе с тем будет установлен порядок информирования работодателя в экстренных случаях;

 

- предлагается дополнить ТК положениями, закрепляющими право на отсутствие на рабочем месте в случае возникновения чрезвычайных семейных обстоятельств (не более одного рабочего дня в каждом таком случае, но не более 3 рабочих дней в год). Предварительное согласие работодателя для этого не потребуется. Уважительное отсутствие на работе (в связи с заболеванием или несчастным случаем, требующим незамедлительного присутствия работника) не будет вычитаться из ежегодного оплачиваемого отпуска;

 

- ст. 126 ТК, регулирующая предоставление дополнительного неоплачиваемого отпускапо уходу за ребенком в возрасте от 3-х до 4-х лет, будет признана утратиышей силу. Отпуска, предоставленные до введения в действие новых положений, сохранятся. Приостановление действия индивидуального трудового договора в связи с уходом за ребенком будет распространяться на отпуска, предоставляемые работникам, усыновившим детей или взявшим их под опеку/попечительство, а также на частично оплачиваемые отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;

 

- продолжительность отпуска по отцовству увеличится с 15 календарных до 15 рабочих дней. Право на такой отпуск будет предоставляться независимо от семейного положения или семейного статуса работника и не будет обусловлено трудовым или страховым стажем;

 

- работодатель будет обязан сохранять трудовые отношения на протяжении всего периода предоставленных отпусков или отсутствия работника, в том числе в случаях приостановления действия индивидуального трудового договора на условиях, предусмотренных ТК и законодательством о социальном страховании (включая условия выплаты заработной платы и пособий, исчисления трудового и страхового стажа);

 

- будут пересмотрены условия применения гибких условий работы и возвращения к первоначальной форме организации труда. Вместе с тем необоснованный отказ работодателя обеспечить возвращение работника к первоначальной форме организации труда по истечении согласованного периода либо нарушение гарантий возвращения на рабочее место после отпусков или периода отсутствия будут включены в перечень нарушений трудового законодательства, предусмотренных ст. 55 Кодекса о правонарушениях, за которые предусмотрены санкции в размере от 30 до 60 УЕ для физических лиц; для должностных лиц – от 70 до 120 УЕ, а для юридических лиц – от 150 до 240 УЕ.

 

Согласно законопроекту, новые положения вступят в силу по истечении 6 месяцев со дня их опубликования в МО.